ИСТОРИЯ_ИСТОРИЯ
В 1961 году в Университете дружбы народов на каждом факультете создали учебную комиссию. Её задача — помогать в организации учебного процесса. Комиссия работала в тесном как часть с студенческого совета факультета. Она решала важные вопросы. Среди них: обеспечение нормального хода учебного процесса и поддержка студентов в учёбе.
Так и началась наша история...
В 2001 году была создана учебно-научная комиссия в составе Студенческого совета РУДН. Учебно-научная комиссия в составе Студенческого совета РУДН создавалась как специализированный орган, призванный обеспечивать связь между студенческим сообществом и академической средой университета. Её основная цель — содействие повышению качества образования и развитие научной активности среди студентов.
Комиссия по качеству учебного процесса РУДН была создана 15 марта 2006 года приказом ректора. Её цель — вовлечение студентов в мониторинг и улучшение учебного процесса. Основные функции Комиссии включают контроль за качеством образования, разработку программ обеспечения качества, координацию с другими службами, обновление учебных программ и поддержку студентов. Комиссия также защищает права студентов, обеспечивая конфиденциальность и иммунитет от дисциплинарных взысканий. Это ключевой механизм академического диалога между студентами и администрацией, способствующий развитию культуры качества образования в РУДН.
Комиссия по качеству обучения Студенческого совета РУДН была утверждена в 2009 году. Её новая редакция расширила полномочия, сместив акцент с контроля на системное повышение качества образования. Основная цель — совершенствование образовательной деятельности и подготовка специалистов, соответствующих стандартам. Комиссия стала активным партнёром в управлении качеством, влияя на академическое самоуправление и образовательную среду в университете.
В 2010 году в РУДН на официальном сайте университета появился раздел «Качество обучения РУДН», посвящённый Студенческой комиссии по качеству обучения. Это событие символизировало институционализацию роли студентов в управлении качеством образования, переход от формального признания их участия к систематизации, прозрачности и публичности. Создание раздела стало важным шагом в студенческом самоуправлении, закрепляя принцип «студент — партнёр в управлении качеством» и обеспечивая открытость взаимодействия между студентами и администрацией.
В 2010 году Студенческий совет РУДН начал проводить официальные встречи с ректором университета, что стало стратегическим шагом для укрепления диалога между студентами и администрацией. Это повысило статус студенческого голоса, обеспечило прямую обратную связь, создало механизм ответственности, сформировало культуру открытости и доверия, а также способствовало практической реализации решений по улучшению качества обучения. Такие встречи превратили Комиссию по качеству обучения из наблюдательного органа в активного партнера в управлении университетом.
Утверждение Положения о старостах приказом ректора РУДН № 359 от 1 апреля 2011 года стало важным шагом в укреплении студенческого самоуправления и улучшении учебно-воспитательной работы. Документ чётко определил правовой статус старост как официальных представителей студенческого коллектива, их права и обязанности, а также механизм взаимодействия с администрацией и студенческими комитетами. Старосты стали ответственными за академическую дисциплину, посещаемость и поддержку студентов. Положение также усилило связь между студентами и администрацией, превратив институт старост в инструмент влияния на учебный процесс и развития лидерских качеств.
Принятие Положения о Комиссии по качеству обучения Студенческого совета РУДН в 2013 году стало важной вехой в развитии студенческого участия в управлении качеством образования, закрепив их право на участие на федеральном уровне. Документ сместил акцент с контроля на партнёрство и сопровождение, расширив функции Комиссии, включая экспертную оценку и поддержку студентов. Он также усилил прозрачность и профессиональность работы Комиссии, детализировав её внутреннюю организацию и механизмы взаимодействия с внешними организациями.
В 2015 году РУДН внёс важное изменение в студенческое самоуправление, включив председателей студенческих комиссий по качеству обучения в состав Учёных советов факультетов на постоянной основе. Это нововведение, закреплённое приказом ректора, усилило студенческое представительство на высшем академическом уровне, предоставив студентам прямой доступ к принятию стратегических решений. Студенты получили возможность учитывать свой опыт при формировании образовательной политики, усиливая обратную связь между студенческим сообществом и администрацией. Это также повысило ответственность и легитимность студенческих инициатив, а также соответствовало современным стандартам университетского управления. В результате студенты стали активными участниками академического процесса, что значительно улучшило качество образования.
Появление «Открытой приёмной» Комиссии по качеству образования Студенческого совета РУДН в 2016 году стало важным шагом в развитии студенческой поддержки и обратной связи. Эта инициатива обеспечила прямой и доступный диалог между комиссией и студентами, создав культуру доверия. «Открытая приёмная» не только решала академические вопросы, но и оказывала психологическую поддержку, а также предоставляла возможность анонимных обращений через электронную почту и специальные платформы. Благодаря этому студенты чувствовали свою значимость и активно участвовали в жизни университета, что способствовало формированию ответственной и вовлечённой студенческой среды. Таким образом, «Открытая приёмная» стала символом перехода к новой модели взаимодействия, основанной на открытости, доверии и поддержке.
В 2016 году в РУДН приняли Положение о Комиссии по качеству образования, что усилило студенческое участие в управлении качеством образования. Документ расширил полномочия комиссии, повысил её статус и организационную зрелость. Комиссия получила право на независимые исследования и разработку рекомендаций, а также на создание сети комиссий на всех факультетах для горизонтальной координации. Были внедрены открытые приёмные и цифровые каналы для прозрачности обратной связи. Эти изменения сделали студенческое самоуправление ключевым ресурсом развития университета.
25 апреля 2016 года в РУДН прошёл первый масштабный семинар Комиссии по качеству образования. Более 150 студентов из разных факультетов обсудили нормативно-правовые основы обеспечения качества образования. Семинар акцентировал системный подход, перешёл от реактивной к проактивной модели и показал важность участия студентов в управлении образовательной средой. Это событие заложило основу для регулярных образовательных инициатив.
Школа кураторов в мае 2016 года стала важным шагом в адаптации первокурсников РУДН. Мероприятие, организованное Комиссией по качеству образования, направлено на формирование у кураторов компетентного подхода к сопровождению студентов. Школа заложила основу для профессиональной системы адаптации, где старшекурсники выступают активными агентами качества образования.
Первый анонимный опрос РУДН, организованный Комиссией по качеству образования, собрал структурированную обратную связь от студентов по критериям качества образования. Анонимность обеспечила достоверность данных. Результаты легитимизировали студенческий голос и стали аргументом для изменений. Опрос заложил основу для регулярного мониторинга качества образования и создания ориентированной на студентов системы управления в РУДН.
Комментарий от экс-Председателя ККО ОСО Каторгина Антона Сергеевича
Рубрика #ПоПравилам РУДН появилась во время деятельности Председателя Студсовета Данила Олейникова. В дальнейшем каждый председатель старался её модернизировать, во время председательства Владислава Орлова мы перевели рубрику в видеоформат, который пользовался популярностью. Многие правила в документах не читаются обучающимися, потому что это долго и нудно. Видеоформат — отличный заменитель всех документов. Идею одобрили на заседании Аппарата Студсовета. Она прошла такие этапы развития при трёх председателях Студсовета, как формат «вопрос-ответ», горячую линию во время COVID-19, образовательные семинары и другие.
Комментарий от экс-Председателя ККО ОСО Берестова Макара Денисовича
Пирамида решения проблем — это методика, разработанная первоначально в рамках Комиссии по качеству образования (ККО) Студенческого комитета института экологии. Её цель — упростить и ускорить решение студенческих вопросов за счёт чёткой вертикали коммуникации: проблемы поднимаются снизу вверх, а не спускаются сверху вниз. В основе пирамиды — староста учебной группы, который первым принимает обращения студентов. Если он не может решить вопрос самостоятельно, проблема передаётся на следующий уровень — куратору, затем — председателю ККО, и далее, при необходимости, в университетские структуры. Такой подход позволяет: быстро реагировать на запросы студентов; избегать бюрократических задержек; обеспечивать преемственность и обучение новых активистов. Система уже внедрена во всём РУДН и продолжает улучшаться: кураторы ежегодно обучают старост, формируя устойчивую цепочку поддержки и развития студенческой инициативы.
Комментарий от экс-заместителя Председателя ККО ОСО Прохоровой Елизаветы Александровны
Менторский центр — уникальный проект, созданный студентами РУДН для студентов. Проект объединяет несколько ключевых задач: Вовлекать студентов в профессиональную деятельность; Помогать студентам сформировать свою личную профессиональную траекторию;Связывать разные поколения студентов и выпускников РУДН, сохраняя преемственность и взаимную коммуникацию. Когда Менторский центр только разрабатывался в качестве проекта Комиссии по качеству образования, сразу было понятно, что его задумка и масштаб лягут в основу крупной самостоятельной организации. Безусловно, самым долгим этапом были разработка, обсуждение и создание проекта. Для формирования самой удачной концепции мы с командой проводили встречи с крупными менторскими организациями университетов Москвы. На этом этапе мы сформировали уникальную особенность, отличающую Менторский центр РУДН от других вузов – приглашать в качестве менторов наших выпускников для сохранения единой связи и преемственности поколений студентов РУДН. Следующим непростым шагом стало приглашение самих менторов в проект. Из разных источников мы формировали базу потенциальных менторов и искали возможные пути выйти с ними на связь. Нам, как студентам, было действительно непросто заинтересовать успешных занятых людей безвозмездно участвовать в совершенно новом проекте, существующем только на этапе разработки. Безусловно, как не затронуть наших менти – участников проекта, на которых был ориентирован весь замысел Менторского центра. Не быстро оказалось и привлечь их участвовать в проекте. Для распространения информации о важности проекта мы создали социальные сети, впервые провели мероприятие в формате Hi-day, где познакомили студентов с идеей проекта, и в том числе приглашали всех своих друзей и знакомых. Новые проекты всегда вызывают сомнения и подсознательное недоверие, поэтому для нашей команды было важно успешно запустить и реализовать 1 сезон Менторского центра РУДН. Наблюдая сейчас за уже многолетним развитием проекта, можно сказать, что мы справились со своей задачей и сформировали Менторский центр самостоятельной и узнаваемой организацией.Самым ярким впечатлением и воспоминанием о Менторском центре до сих пор остаются эмоции после дня официального открытия проекта. Видеть, как задумки, которые мы с командой прорабатывали на протяжении многих месяцев, воплотились в жизнь, видеть, как за одним столом общаются наши приглашенные менторы и менти – самый приятный и трепетный момент, который точно запомнился навсегда.
Комментарий от основателя Connect Газарян Тамары Артемовны
Инклюзивный отдел Connect — студенческая организация, которая занимается развитием студенческого сообщества студентов с инвалидностью и без нее. Connect был создан для того, чтобы вовлекать студентов с инвалидностью и ОВЗ в студенческую жизнь и университетские мероприятия. Идея создания возникла из собственной внутренней боли — на первом курсе мне не удавалось влиться в студенческую жизнь из-за ряда как социокультурных, так и инфраструктурных особенностей.
Студенты не принимали в свое сообщество, а площадки для проведения мероприятий университета были частично недоступны, особенно те, где чаще всего проводились активности. Я понимала, что не одна сталкиваюсь с такими ситуациями, поэтому единственно верным решением было начать решать эти проблемы. Сначала своими силами, а позже к нам присоединились студенты разных направлений. Так как это моё детище, я относилась к нему с полной страстью и отдачей. Было много промежуточных точек, как позитивных, так сложных. Позитивным мы с командой радовались, а трудности старались преодолевать. Как у создателя, была большая ответственность как перед командой, так и перед теми людьми, для кого мы развивали и вовлекали в нашу деятельность. Комиссия по качеству образования очень помогала на многих этапах развития отдела. В начале пути есть свои сложности, когда ты еще не понимаешь, как устроена система университета, как взаимодействовать с администрацией, к кому обращаться по вопросам, с которыми приходят студенты. На этих моментах и в будущем ККО координировала для более успешного решения вопросов и проблем, чтобы вовлекать студентов с инвалидностью в активную студенческую жизнь.
Комментарий от экс-председателя ККО СКФФ Титовой Дарьи Александровны
Вообще, это просто прототип игры «100 к 1», но мы её адаптировали под более простой вариант и, по факту, суть в том, что какому-то количеству людей дается опрос с вопросами, каждый на них отвечает и потом, соответственно, задача первой и второй команды на самом мероприятии в том, чтобы отгадать одни из самых распространённых ответов студентов по опросу. Не скажу, что была какая-то цель, просто мы хотели сделать какое-нибудь мероприятие для ККО, которое будет для всех студентов, а не только для активистов, кураторов, старост — что-то такое, что поможет всем отдохнуть, поможет всем погрузиться в эту атмосферу ККО, ну и, соответственно, такое больше про учёбу и студенческую жизнь, поэтому цели прям не было, оно больше было чем-то развлекательным, я бы сказала. Самое первое мероприятие — это было забавно. Помню, отвечали на вопросы и нужно было угадывать, очень много времени тогда потратили на презентацию, чтобы там красиво всё переворачивалось и открывалось. В общем, в начале формат так же был реально хороший, просто его нужно было дорабатывать, но... мероприятие прошло довольно хорошо. Помню, на самом первом из них было очень много людей! Человек, наверное, пятьдесят, или даже больше, скорее всего.
Комментарий от экс-ответственного секретаря ККО ОСО Романовой Валерии Алексеевны
Наверное, не было какой то основной идеи создания, все таки любая идея имеет свой путь развития, добавления, исправления деталей, начиналось все просто с ведения учета сделанных дел (помощь студентам), чтобы можно было вести статистику. Создавалась она с целью учета всех сделанных дел, потому что проделанная работа не может быть не оценена или где то не закреплена. Вообще, если мне не изменяет память все начиналось как раз таки с ведения «Дел ККО», потому что на тот момент, когда они велись, Макар был Председателем ККО СК ИЭ, и потом, будучи Председателем ККО ОСО, он создал закреп с контактами Председателей и т.д. Просто я отталкиваюсь от истории, связанной конкретно с Институтом экологии — мы, скажем так, всегда были в центре экспериментов Макара. Сначала в таблице записывались абсолютно все дела, которые можно было учесть, Макар даже записывал дела по типу "подсказал студенту-первокурснику пойти направо в этот кабинет", мне это тогда показалось очень смешным, поэтому начали работать над чёткой структурой дел, сказать честно, я уже не помню критерии, но точно были важные вопросы, СЗ и что-то ещё. Ну и конечно — куда без документации, ведь это основа работы ККО. Если ты помогаешь студенту, то уж делай это правильно и говори по сути, а суть можно найти только в документах, собственно поэтому и была создана ссылка на всю необходимую документацию, это удобно и правильно.
Комментарий от экс-Председателя ККО ОСО Каторгина Антона Сергеевича
В студенчестве не хватало современного открытого формата с руководителями самых популярных подразделений РУДН – МФЦ, КДЦ, Столовая, УОП и др. Писать на почту и получать ответ в установленный срок от невидимого человека – не всегда эффективно. Лучше прийти с подготовленным вопросом на встречу с руководителем подразделения и сразу получить конкретный ответ. Также формат СХЗ проводили в формате прямого эфира, так что вопросы можно было адресовать и в чате, если не получилось прийти на встречу.
Первая встреча прошла с руководителем военно-учетного отдела РУДН, проректором по работе со студентами и проектором по общим вопросам – у студентов были накопившееся вопросы по мобилизации (частичной и полной), благодаря СХЗ получилось за 1 час прямого эфира и открытого разговора решить все вопросы и проблемы студентов – призывников.
Комментарий от экс-Председателя ККО ОСО Берестова Макара Денисовича
В то время перед ККО стоял выбор между развитием двух направлений деятельности: старосты или кураторы. Для оценки возможных перспектив было решено провести Слёты. Слёт старост задумывался как эксперимент. Необходимо было понять, как эффективно работать со старостами, что им предложить и как помочь. Хотя старосты и решают многие проблемы студентов, они не совсем подходят под определение активистов. Это особая группа, к которой требовался индивидуальный подход. Идея Слёта была заимствована с всероссийского слёта «Алга Вперёд», который ежегодно проводится в Казани. Мне посчастливилось там побывать и перенять опыт работы со старостами из других вузов. Но, как показала практика, работать с кураторами было проще, поэтому это направление ККО и развивает последние 2 года, а за старост было принято решение взяться при помощи кураторов, но спустя время. Но про старост мы не забыли, и в 2025 году уже пишется проект нового положения о старостах учебных групп, с чего и начнётся новый путь развития.
Комментарий от экс-Председателя ККО ОСО Берестова Макара Денисовича
Одним из ключевых этапов развития ККО стало формирование единого сообщества Кураторов в рамках РУДН. В связи с этим было разработано положение о кураторской деятельности и проведён Слёт Кураторов. Слёт был основан на опыте, полученном на предшествующем Слёте старост, который состоялся немного ранее. Главной целью было познакомить Кураторов друг с другом и объединить их в единую команду, а также оказать поддержку отстающим Кураторам, воспользовавшись опытом более продвинутых ККОшников. По современным меркам, первый Слёт Кураторов был небольшим — всего 100 участников. Однако он стал смелым экспериментом, который заложил основу для проведения грандиозного Слёта кураторов в 2024 году на 500 человек.
Комментарий от экс-Председателя ККО ОСО Берестова Макара Денисовича
Положение о кураторской деятельности появилось из-за отсутствия правового статуса кураторов в Университете. Они фактически работали, но не имели гарантий защиты от Комиссии по качеству образования, чётких обязанностей и возможности получать материальное вознаграждение за эффективную работу в течение года. Этот вопрос был важен для стратегического развития ККО, так как мы планируем развивать эффективную систему пирамиды решения проблем. Ключевым элементом которой являются кураторы. Стоит отметить, что данное Положение не только про кураторов учебных групп, но и про кураторов неуспевающих иностранных студентов. ККО таким образом впервые закрепила часть полномочий комиссии по работе с иностранными студентами.
Комментарий от Председателя ККО ОСО Мыцык Елизаветы Олеговны
Кинопремия – мероприятие Комиссии по качеству образования, где студенты отражают в видеороликах главные вопросы качества образования и университетской жизни.
Была сохранена идея воплотить скучные сложные темы через видеоформат, чтобы посредством творчества студенты могли как отразить, так и понять основные моменты жизни в университете.
Комментарий от Председателя ККО ОСО Мыцык Елизаветы Олеговны
ККО – одна из самых старых комиссий и появилась даже раньше того Студсовета, который мы знаем. И так как ДР ОСО ежегодно отмечается, было решено проводить и День рождения самой большой Комиссии. Само мероприятие включает развлекательную и торжественную части и направлено на создание корпоративной культуры в Комиссии и преемственности. Атмосфера была очень дружественной и единящей. Конечно, мероприятие очень понравилось. Это довольно нестандартный формат для такой серьезной Комиссии. И очень важный момент того, что ККО смогли отдохнуть в одном месте всей Комиссией.
